Перейти к основному содержанию

Статья 88 ГПК РФ. Судебные расходы

Новая редакция Ст. 88 ГПК РФ

1. Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

2. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

Комментарий к Статье 88 ГПК РФ

1. Осуществление правосудия по гражданским делам влечет за собой значительные денежные затраты. Частично эти затраты ложатся на федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, на территории которых действуют мировые судьи. Между тем основная масса рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства дел возникает из частноправовых отношений. Поэтому в гражданском судопроизводстве исторически сложился институт судебных расходов, устанавливающий "платность" процесса судебной защиты прав и охраняемых законом интересов. Этим институтом регулируются денежные отношения, возникающие в рамках гражданского судопроизводства, между сторонами и государством, а также лицами, содействующими осуществлению правосудия по гражданским делам (свидетелями, экспертами, представителями, переводчиками).

Судебные расходы представляют собой затраты, которые несут участвующие в деле лица, по поводу и в связи с рассмотрением и разрешением гражданского дела в суде общей юрисдикции, а также мировыми судьями.

Е.М. Хамизова называет судебные расходы дополнительной юридической санкцией для должника, ненадлежащим образом исполнившего либо вообще не исполнившего свои обязанности <1>.
--------------------------------
<1> Хамизова Е.М. Виды судебных расходов в гражданском судопроизводстве: Учеб. пособие / Под ред. О.В. Исаенковой. Саратов: СГАП, 2007. С. 4.

Исторически выделяется два вида судебных расходов: 1) государственная пошлина; 2) издержки, связанные с рассмотрением дела.

2. Особенностью института судебных расходов является то, что он регулируется одновременно нормами финансового и гражданского процессуального права. К предмету финансово-правового регулирования относятся вопросы, связанные с поступлением судебных расходов в местный бюджет: размер платежей, порядок их исчисления, освобождение от уплаты; основания и порядок возвращения из бюджета денежных сумм гражданам и организациям. Это прямо вытекает из ч. 2 ст. 88 ГПК РФ, где сказано, что размер (ст. 333.19 НК РФ) и порядок уплаты (ст. 333.18 НК РФ) государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах, а также из ст. 89, 90, 92, 93 ГПК РФ, которые носят отсылочный характер к гл. 25.3 НК.

Под государственной пошлиной понимается установленный законом обязательный и действующий на всей территории РФ сбор, взимаемый за совершение юридически значимых действий (например, принятие искового заявления, апелляционной или кассационной жалоб и т.п.). Выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям. Размер, порядок уплаты государственной пошлины, льготы по уплате, предоставление рассрочки или отсрочки уплаты, а также возврат государственной пошлины регулируются гл. 25.3 НК.

Различают два вида государственной пошлины:

1) пропорциональная - она взыскивается с исковых заявлений и жалоб на решения суда по делам имущественного характера и зависит от цены иска, определяемой по правилам, установленным ст. 91 ГПК РФ, и

2) фиксированная, которая определяется в твердой денежной сумме в зависимости от категории или сущности требования, подлежащего оплате государственной пошлиной, а также от субъекта, обращающегося за совершением юридически значимого действия (физическое лицо или организация).

Квитанция об уплате прилагается к исковому заявлению или иному документу, подлежащему оплате пошлиной. Отсутствие квитанции влечет за собой отказ в совершении требуемого процессуального действия при условии, что заявитель не освобожден от уплаты судебных расходов в доход государства. Если же в нарушение требований ст. 132 ГПК РФ документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в полном объеме, не приложен к подаваемому в суд исковому заявлению, судья, руководствуясь ст. 136 ГПК РФ, выносит определение об оставлении заявления без движения. В этом определении истцу устанавливается разумный срок для уплаты (доплаты) пошлины, и, если истец уплатит недостающую пошлину в установленное время, исковое заявление будет считаться поданным в день его первоначального представления в суд. При непредставлении истцом в указанное судьей время документа об уплате (доплате) государственной пошлины заявление считается неподанным и все документы возвращаются заявителю.

Другой комментарий к Ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

1. Судья, принимая иск (заявление), обязан рассмотреть вопросы, связанные с судебными расходами.

Судебные расходы - это затраты, которые несут участвующие в деле лица в связи с рассмотрением и разрешением гражданского дела, а также исполнением решения суда.

В зависимости от назначения соответствующих платежей все судебные расходы делятся на две группы:

1) государственная пошлина, уплачиваемая заинтересованным лицом в предусмотренных законом случаях в доход соответствующего бюджета при инициировании им судебного производства либо процессуального действия;

2) денежные выплаты и расходы, осуществляемые в связи с рассмотрением дела судом (судебные издержки).

Обязанность несения судебных расходов в гражданском процессе возлагается по общему правилу на стороны, а также на третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора. Размер судебных расходов диктуется уровнем благосостояния граждан, общей социально-экономической ситуацией в стране. Судебные расходы должны быть такими, чтобы, с одной стороны, обеспечивать возможность обращения большинства граждан в суд за судебной защитой, с другой - препятствовать возникновению неосновательных споров.

Следует обратить внимание, что нормативные положения, содержащиеся в ст. 89 ГПК, не позволяющие судам общей юрисдикции и мировым судьям принимать по ходатайству физических лиц решения об освобождении от уплаты государственной пошлины, если иное уменьшение размера государственной пошлины, предоставление отсрочки (рассрочки) ее уплаты не обеспечивают беспрепятственный доступ к правосудию, в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом РФ в Постановлениях от 3 мая 1995 г. N 4-П <1>, от 2 июля 1998 г. N 20-П <2>, от 4 апреля 1996 г. N 9-П <3>, от 12 марта 2001 г. N 4-П <4>, Определении от 12 мая 2005 г. N 244-О <5>, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами (см. Определение Конституционного Суда РФ от 13 июня 2006 г. N 272-О <6>).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 19. Ст. 1764.

<2> СЗ РФ. 1998. N 28. Ст. 3393.

<3> СЗ РФ. 1996. N 16. Ст. 1909.

<4> СЗ РФ. 2001. N 12. Ст. 1138.

<5> СЗ РФ. 2005. N 32. Ст. 3396.

<6> СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4738.

2. Государственная пошлина - это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при обращении за совершением юридически значимых действий судами по рассмотрению, разрешению, пересмотру гражданских дел и выдачей документов.

Цель взимания государственной пошлины в сфере судопроизводства - возмещение государству затрат (полное либо частичное), связанных с обеспечением деятельности судов.

Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах и зависят от характера иска (заявления, жалобы) и цены иска.

Основания, размер и порядок уплаты государственной пошлины установлены гл. 25.3 НК.