Перейти к основному содержанию

Статья 271 ГПК РФ. Документы, прилагаемые к заявлению об усыновлении

Новая редакция Ст. 271 ГПК РФ

1. К заявлению об усыновлении должны быть приложены:

1) копия свидетельства о рождении усыновителя - при усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке;

2) копия свидетельства о браке усыновителей (усыновителя) - при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке;

3) при усыновлении ребенка одним из супругов - согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения и не проживают совместно более года. При невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты;

4) медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя);

5) справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах;

6) документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение;

7) документ о постановке на учет гражданина в качестве кандидата в усыновители;

8) документ о прохождении в установленном порядке подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, за исключением случаев подачи заявления об усыновлении ребенка отчимом или мачехой, близкими родственниками ребенка, лицами, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лицами, которые являются или являлись опекунами, попечителями детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.

1.1. К заявлению об усыновлении ребенка отчимом или мачехой, если они являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории Российской Федерации, должны быть приложены документы, указанные в пунктах 2 - 4 и 6 части первой настоящей статьи.

2. К заявлению граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства об усыновлении ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, прилагаются документы, указанные в части первой настоящей статьи, а также заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители (при усыновлении ребенка лицами без гражданства - государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями, разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка в это государство и его постоянное жительство на территории этого государства.

3. К заявлению граждан Российской Федерации об усыновлении ребенка, являющегося иностранным гражданином, прилагаются документы, указанные в части первой настоящей статьи, а также согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого он является, и, если это требуется в соответствии с нормами права такого государства и (или) международным договором Российской Федерации, согласие самого ребенка на усыновление.

4. Документы усыновителей - иностранных граждан должны быть легализованы в установленном порядке. После легализации они должны быть переведены на русский язык и перевод должен быть нотариально удостоверен.

5. Все документы представляются в двух экземплярах.

Комментарий к Статье 271 ГПК РФ

1. Документы, указанные в перечне и которые обязан приложить к заявлению усыновитель, относятся к необходимым средствам доказывания по делам об усыновлении.

В соответствии с п. 1 ст. 128 СК, если усыновителем является лицо, не состоящее в браке, разница в возрасте с усыновляемым должна быть не менее 16 лет. Учитывая это условие, усыновитель обязан приложить копию своего свидетельства о рождении. Закон позволяет судам произвести усыновление и при меньшей разнице в возрасте, если признает это необходимым. Это возможно, если усыновителем является, например, родственник несовершеннолетнего ребенка. Наличие разницы в возрасте также не требуется, если усыновителем является отчим (мачеха).

Для лиц, состоящих в браке, это условие не требуется, поскольку на основании ст. 13 СК РФ брачный возраст устанавливается в 18 лет и может быть снижен только по уважительным причинам. Поэтому усыновители, подающие совместное заявление об усыновлении ребенка, прилагают копию свидетельства о заключении брака.

Поскольку законом не запрещается усыновление одним из супругов, требуется согласие на усыновление другого супруга, который не участвует в усыновлении. Пункт 2 ст. 133 СК РФ называет случаи, когда согласие супруга не требуется: если они прекратили семейные отношения, не проживают более года и место жительства другого супруга неизвестно. Думается, что здесь речь должна идти о разных условиях и сроках. По меньшей мере нелогично требовать согласие супруга на усыновление, если официальными органами брак прекращен. Если супруги прекратили семейные отношения и имеется свидетельство о расторжении брака, то для суда срок один год не имеет значения при решении вопроса об усыновлении, поскольку брачные отношения между супругами прекращены. В такой ситуации усыновитель прилагает к заявлению копию свидетельства о расторжении брака. В том случае, если между супругами брак официально не расторгнут, усыновитель обязан приобщить к заявлению доказательства о том, что супружеские отношения прекращены, усыновитель и его супруг не проживают более года. ГПК РФ не называет такого основания, когда согласие супруга не требуется, как неизвестность его места жительства. По всей видимости, предполагается, что, если место жительства супруга, который не участвует в усыновлении и не проживает с усыновителем, известно, судья вправе вызвать его в порядке подготовки дела к судебному разбирательству, а также в само заседание и выяснить его согласие на усыновление непосредственно. Доказательствами, подтверждающими прекращение супружеских отношений и совместного непроживания, могут быть свидетельские показания, переписка, выписка из домовой книги о снятии с регистрации и другая информация.

Усыновитель к заявлению должен также приобщить медицинское заключение о состоянии своего здоровья, поскольку ребенка может усыновить только лицо, не имеющее входящих в Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.05.1996 N 542). Соответствующее медицинское заключение выдается по месту жительства кандидата государственным учреждением системы Минздравсоцразвития России на основании осмотра определенными врачами, в том числе невропатологом, психиатром, наркологом, а также данных из медицинской карты амбулаторного больного (Приказ Минздрава России от 10.09.1996 N 332 "О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями"). Данные осмотра специалистом указываются в строгом соответствии с указанным выше Перечнем. Заключение специалиста, осуществляющего освидетельствование, подписывает руководитель медицинского учреждения и заверяет гербовой печатью. Медицинское заключение действительно в течение трех месяцев.

Учитывая предписания ст. 127 СК РФ и разъяснения Пленума ВС РФ, данные им в Постановлении от 20.04.2006 N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей", о невозможности быть усыновителем лиц, не имеющих на момент усыновления дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточного минимума, установленному в субъекте РФ, на территории которого проживает усыновитель, и лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам, к заявлению необходимо приложить справку с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копию декларации о доходах или иной документ о доходах, а также документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение. С учетом интересов ребенка суд вправе отступить от названных предписаний в тех случаях, если усыновителем являются отчим (мачеха); родственник или иное лицо, с которым ребенок проживал до усыновления и считает его родителем; если усыновитель проживает в сельской местности и имеет подсобное хозяйство, жилье, благоустроенное к условиям данного населенного пункта, а также в иных заслуживающих внимания случаях.

Усыновитель также обязан приложить документ о постановке на учет гражданина в качестве кандидата в усыновители (ФЗ от 16.04.2001 N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 30.12.2011)). На этом этапе они представляют определенные документы, перечень которых в целом соответствует перечню документов, необходимых при обращении в суд с заявлением об усыновлении (Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 N 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства" (в ред. от 14.02.2013)).

Кроме того, усыновителю необходимо приложить документ о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Документом является свидетельство о прохождении такой подготовки, выданное соответствующим органом опеки и попечительства. Это требование не распространяется в случае, если заявление об усыновлении подают отчим, мачеха, близкие родственники ребенка, а также лица, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено. Такая подготовка осуществляется в целях психолого-педагогической и правовой подготовки усыновителей для формирования родительских навыков для воспитания и содержания детей, оставшихся без попечения родителей, их ознакомления с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье по программе и в порядке, которые утверждаются органом исполнительной власти субъекта РФ. Обязанность организации подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, возлагается непосредственно на орган опеки и попечительства (см. Приказ Минобрнауки России от 20.08.2012 N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации").

Это требование распространяется также на иностранных граждан, лиц без гражданства, а также граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории РФ, подающих в суд заявление об усыновлении российского ребенка. Подобный документ о прохождении подготовки они могут представить от соответствующего органа на территории государства, в котором они проживают. Суду следует учитывать, что иностранный усыновитель должен представить документ, подтверждающий право иностранной организации осуществлять подготовку граждан и выдавать соответствующий документ, а также копию утвержденной программы, по которой проводилась подготовка. При этом подготовка должна быть пройдена с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено федеральным органом исполнительной власти РФ. В случае, если названные лица не прошли подготовку на территории иностранного государства, в котором они постоянно проживают, она осуществляется на территории РФ (см. письмо Минобрнауки России от 24.08.2012 N ИР-713/07 "О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей").

1.1. В том случае, когда усыновителем является отчим (мачеха), не требуется прилагать к заявлению документы, указанные в п. 1, 5, 7 ч. 1 ст. 271 ГПК. Изъятие этих документов из общего перечня, представляемых усыновителями, не являющимися отчимом, мачехой, является логичным. Если усыновителем является отчим или мачеха, соответственно, брак между ними заключен. В противном случае усыновление ребенка становится невозможным, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 124 СК РФ усыновление допускается только в отношении детей, лишенных попечения родителей. То, что отчим (мачеха) не должны представлять документы, указанные в п. 5 ч. 1 ст. 271 ГПК РФ, приведено в соответствие с требованием ч. 1.2 ст. 127 СК, согласно которому, если усыновителями являются отчим, мачеха, в отношении их не распространяется ограничение по поводу доходов, обеспечивающих усыновляемому ребенку прожиточный минимум. Это представляется разумным, поскольку подобное ограничение нарушило бы право и интерес ребенка воспитываться в полной семье, если его родитель заключил новый брак, и отчим (мачеха) фактически принимает на себя обязанности родителя. Отчиму или мачехе не требуется представления документа о постановке на учет в качестве кандидата в усыновители. Это объясняется тем, что последние могли не стоять на таком учете, так как не намеревались быть усыновителями. Прохождение такой процедуры значительно бы затянуло процесс усыновления, что не соответствует интересам усыновляемого ребенка.

2. Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, кроме документов, указанных в ч. 1 ст. 271 ГПК РФ, представляют заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители (для лиц без гражданства - заключение аналогичного органа государства, в котором лица имеют постоянное место жительства), об условиях жизни кандидатов в усыновители и о возможности быть усыновителями, а также разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка и его постоянное жительство на территории этого государства.

Для постановки на учет в федеральный банк данных в качестве кандидата на усыновление иностранные граждане представляют обязательство компетентного органа своего государства проконтролировать постановку на учет усыновленного ребенка в консульском учреждении РФ, а также обязательство осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного и представлять отчеты об условиях жизни и воспитания ребенка в семье усыновителя (Постановление Правительства РФ от 04.04.2002 N 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием" (в ред. от 11.04.2006)). В перечень же обязательных документов, которые представляет усыновитель в суд и которые отражают специфику дел об усыновлении, такой документ не входит. Разумно эти документы также законодательно внести в перечень обязательных документов, представляемых усыновителем при подаче в суд заявления об усыновлении.

3. Российским законодательством предусмотрено также усыновление российскими гражданами ребенка, являющегося иностранным гражданином. В этом случае усыновитель, являющийся гражданином Российской Федерации, с заявлением об усыновлении представляет в суд документы, указанные в ч. 1 ст. 271 ГПК РФ, т.е. документы, которые требуются для усыновления российского ребенка, а также согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является усыновляемый ребенок. Кроме того, усыновитель должен приложить, если требуется в соответствии с законом страны, гражданином которой является ребенок, и (или) международным договором РФ, согласие самого ребенка на усыновление.

4. Документы иностранных граждан, желающих быть усыновителями, должны быть легализованы в установленном порядке, переведены на русский язык. Перевод удостоверяется нотариально. Как разъяснил Пленум ВС РФ в Постановлении от 20.04.2006 N 8, документы усыновителей, не только иностранных граждан, но и лиц без гражданства, а также граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории РФ, должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством РФ или международным договором РФ, переведены на русский язык, подпись переводчика должна быть удостоверена в консульском учреждении или дипломатическом представительстве РФ в государстве, где проживают указанные лица, либо нотариусом на территории РФ. Также обращается внимание на то, что в соответствии с ч. 5 ст. 71 ГПК РФ иностранные официальные документы признаются в суде письменными доказательствами без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором РФ.

В частности, легализация документов не требуется в отношениях между государствами - участниками Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, 1961 г., вступившей в силу для Российской Федерации с 31 мая 1992 г. Вместо дипломатической или консульской легализации официальных документов в государствах - участниках Конвенции в подтверждение подлинности подписей должностных лиц, печатей или штампов на документе проставляется апостиль компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен (ст. 3, 5 Конвенции). Судья проверяет соблюдение порядка проставления апостиля, который проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом. Он должен соответствовать образцу, указанному в приложении к Конвенции.

5. Усыновитель представляет все документы в двух экземплярах.

В соответствии со ст. 89 ГПК РФ и на основании п. 14 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ заявители при подаче в суд заявления об усыновлении освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Другой комментарий к Ст. 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

Комментируемая статья содержит перечень необходимых документов по делам об усыновлении детей. Требования комментируемой статьи имеют обязательный характер, их неисполнение влечет оставление заявления без движения.

Представленные в суд документы должны отвечать всем обязательным требованиям, предъявляемым к ним (собственноручная подпись, нотариальное удостоверение и др.).

Документы усыновителей - граждан РФ, постоянно проживающих за пределами территории РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством РФ или международным договором РФ, переведены на русский язык, подпись переводчика должна быть удостоверена в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве места жительства указанных лиц либо нотариусом на территории РФ (см. также ст. 408 ГПК и комментарий к ней).