Новая редакция Ст. 8 ГПК РФ
1. При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
2. Судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее на них воздействие. Любое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность.
3. Гарантии независимости судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
4. Информация о внепроцессуальных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судьям по гражданским делам, находящимся в их производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по гражданским делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по гражданским делам.
Комментарий к Статье 8 ГПК РФ
1. В ч. 1 ст. 8 ГПК РФ воспроизводится содержание конституционного принципа независимости судей и подчинения их только Конституции и ФЗ. В несколько иной редакции этот принцип изложен в ст. 5 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации": "Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь Конституции Российской Федерации и закону".
2. Постороннее воздействие на судей преследуется по закону. Это положение закреплено в ст. 10 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации". Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ (гл. 31 УК РФ).
3. Гарантии независимости судей установлены ст. 120 - 122, 124 Конституции, ст. 9, 12 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", ст. 16, 194, 369 ГПК.
В частности, в соответствии со ст. 9 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" независимость судей обеспечивается:
- предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;
- запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
- установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;
- правом судьи на отставку;
- неприкосновенностью судьи;
- системой органов судейского сообщества;
- предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства.
Судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии. Несменяемость и неприкосновенность судей - весьма важные гарантии принципа их независимости. Процессуальные гарантии независимости судей: гласность судебного разбирательства; право заявления отвода судье и его самоотвода по основаниям, предусмотренным законом; правила разрешения судьями всех вопросов, возникающих при разбирательстве дела; особый порядок совещания судей; точно установленные законом пределы обязательности указаний судов кассационной и надзорной инстанций по конкретному делу и др.
Осуществляя полномочия и исполняя обязанности должностного лица, судья состоит в трудовом правоотношении с определенным судебным учреждением и должен подчиняться правилам трудового распорядка в нем. Распределение дел между судьями осуществляет председатель суда либо его заместители. От их воли зависит, какие дела должен рассматривать тот или иной судья. Не исключены ситуации, когда руководитель изымает дело из производства судьи и передает его на рассмотрение другого судьи без каких-либо объективных причин. При этом естественно сомнение: не был ли судья, у которого забрали дело, слишком независим? Хотя возможно и противоположное предположение. Представляется, чтобы не было сомнений, необходимо введение в практику распределения дел между судьями механизма, исключающего волю председателя суда.
Реализация принципа независимости судей и подчинения их только Конституции и ФЗ невозможна благодаря лишь мерам по созданию самых благоприятных материальных условий, социальной защиты, неприкосновенности судей. Независим судья, имеющий хорошую профессиональную подготовку, обладающий умением применять свои знания к фактическим жизненным ситуациям. От судьи требуется обладание высокоразвитым интеллектом, правильным пониманием своих обязанностей, обостренным чувством справедливости, стойкостью и мужеством, умением принимать самостоятельные решения, бескорыстием.
Другой комментарий к Ст. 8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
1. В комментируемой статье нашел отражение принцип независимости судей, закрепленный также в ст. 120 Конституции РФ и ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Согласно принципу независимости судьи при отправлении правосудия принимают судебные акты без влияния каких-либо других органов и лиц и основываясь только на нормативных актах определенного уровня. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ).
Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону (ст. 5 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").
Гарантии независимости судей устанавливаются федеральным законом, прежде всего Законом РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <1>, а также законодательством о судоустройстве и судопроизводстве.
--------------------------------
<1> Российская газета. 1992. 29 июля.
2. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, а также ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом (ч. 5 ст. 5 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").
Российское законодательство предусматривает уголовную ответственность за посягательство на независимость судей. Например, за вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия (ч. ч. 1 и 3 ст. 294 УК), посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие (ст. 295 УК), угрозы или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия (ч. ч. 1, 4 ст. 296 УК).
3. Гарантии независимости судей подразделяются на политические, экономические и правовые.
К политическим гарантиям относится закрепление в Конституции РФ принципа разделения властей и независимости судебной власти от властей исполнительной и законодательной. Кроме того, судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
К экономическим гарантиям относится предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения.
К юридическим гарантиям независимости судей относится целый ряд нормативных предписаний.
Судьи несменяемы (ч. 1 ст. 121 Конституции РФ). Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, которые установлены федеральным законом (ч. 2 ст. 121 Конституции РФ).
Судьи неприкосновенны (ч. 1 ст. 122 Конституции РФ). Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом (ч. 2 ст. 122 Конституции РФ).
Ряд процессуальных гарантий независимости судей отражен в статьях ГПК РФ, в частности в правилах об отводах судей, об оценке доказательств, о тайне совещания судей.
Объяснение статьи 4 ГПК России
Статья 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определяет процедуру возбуждения гражданского дела в суде.
Пункт 1 статьи устанавливает, что гражданское дело возбуждается судом по заявлению лица, которое обратилось за защитой своих прав, свобод и законных интересов. Это означает, что лицо, которое считает, что его права были нарушены или оспариваются, может подать заявление в суд с требованием защиты своих интересов.
Пункт 2 статьи указывает, что в некоторых случаях гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц, или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Это означает, что в определенных ситуациях лицо может представлять интересы другого лица или коллективных интересов, таких как интересы государства, региональных или муниципальных органов власти.
Таким образом, статья 4 Гражданского процессуального кодекса определяет, что гражданское дело может быть возбуждено в суде по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав и интересов, а также по заявлению лица, которое выступает в защиту интересов других лиц или общественных интересов. Эта статья является важным этапом в процессе гражданского судопроизводства, определяющим начало судебного рассмотрения дела и обеспечивающим возможность защиты прав и интересов сторон в суде.