Новая редакция Ст. 391.1 ГПК РФ
1. Вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в части второй настоящей статьи, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.
2. В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:
1) утратил силу с 1 октября 2019 г. - Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ
2) утратил силу с 1 октября 2019 г. - Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ
3) вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
4) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;
5) утратил силу с 1 октября 2019 г. - Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ
6) определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке.
3. Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, указанных в части второй настоящей статьи, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.
Комментарий к Статье 391.1 ГПК РФ
1. Рассматривая многочисленные жалобы российских граждан, ЕСПЧ выразил ряд критических замечаний в отношении предусмотренной российским процессуальным законодательством процедуры пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу, в порядке надзора. Многочисленность инстанций надзорного производства, неопределенность сроков надзорного производства, размытость и неопределенность оснований для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора - вот лишь те некоторые "болезненные" места надзорного производства, выявленные судебной практикой до принятия ФЗ от 09.12.2010 N 353-ФЗ.
Российская модель правового регулирования данной процедуры, по мнению ЕСПЧ, не вполне отвечала требованиям Конвенции о защите прав человека и основных свобод. По итогам рассмотрения действий по исполнению решений ЕСПЧ по делам о надзорном производстве Комитет Министров Совета Европы призвал власти Российской Федерации продолжать реформы по ограничению и впоследствии полной отмене надзорного производства.
Соответствующие правовые позиции получили интерпретацию и в ряде решений КС РФ, в частности в его Постановлении от 05.02.2007 N 2-П.
Решения ЕСПЧ и КС РФ во многом обусловливают содержание тех мер, которые поэтапно принимаются законодателем в целях реформирования судебного надзорного производства. Так, порядок пересмотра судебных постановлений в порядке надзора в связи с принятием ФЗ от 09.12.2010 N 353-ФЗ во многом существенно обновлен, но наряду с этим в нем сохранены многие важные положения, обоснованные наукой и апробированные практикой. Согласно данному ФЗ надзорное производство - исключительное средство исправления судебных ошибок, которые, к сожалению, не являются редкостью в современном гражданском судопроизводстве.
Надзорная инстанция сохранена только в Президиуме ВС РФ. Это положение отвечает требованию ст. 126 Конституции, в соответствии с которой судебный надзор за судами общей юрисдикции осуществляет только ВС РФ.
Объект надзорного производства лишь на первый взгляд остался неизменным. Как это было до 1 января 2012 г., вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора. В этом проявляется их единственное сходство с современным производством в суде кассационной инстанции. Тем не менее отличительной чертой, которая отграничивает компетенцию судов кассационной инстанции от компетенции Президиума ВС РФ, являются решения, определения, постановления, вынесенные судебными органами, указанными в ч. 2 ст. 391.1 ГПК.
2. Нововведением для надзорного производства стало существенное сужение перечня судебных актов, которые могут быть обжалованы в порядке надзора. Формулировка ст. 391.1 ГПК РФ позволяет выделить их признак: все они должны быть предварительно рассмотрены в ВС РФ или в соответствующей коллегии ВС РФ. Постановлением Пленума ВС РФ от 28.06.2011 N 10 утвержден новый Регламент ВС РФ, что стало следствием принятия ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации". В частности, скорректирована структура ВС РФ. Теперь она включает в себя:
1) Пленум ВС РФ;
2) Президиум ВС РФ;
3) Апелляционную коллегию ВС РФ;
4) Судебную коллегию по административным делам ВС РФ;
5) Судебную коллегию по гражданским делам ВС РФ;
6) Судебную коллегию по уголовным делам ВС РФ;
7) Военную коллегию ВС РФ.
Таким образом, в состав ВС РФ вошли еще две новые коллегии: Апелляционная коллегия ВС РФ и Судебная коллегия по административным делам ВС РФ.
3. Право на обращение в Президиум ВС РФ с представлением о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора существует также у Генерального прокурора РФ и его заместителя, если они участвовали в рассмотрении дела.
Другой комментарий к Ст. 391.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
Комментарий к статье 391.1 ГПК в процессе написания. Заходите позже.